Автомобиль LADA-2105 (обозначался ранее как ВАЗ 2105), называемый в среде автолюбителей «пятёрка» — отечественный легковой автомобиль с задним приводом и кузовом типа седан, который выпускался в бывшем Советском Союзе и России с 1979 по 2010 год. Разрабатывался он на Волжском заводе, мелкосерийное производство было начато еще в октябре 1979 года, но полномасштабное производство этого автомобиля было развёрнуто лишь в январе 1980 года (длилось до конца 2010 года). Авто LADA-2105 к концу 2000-х годов был самым недорогим и доступным автомобилем на рынке России (цена порядка 180 000 рублей). Это объяснялось минимальной комплектацией (лишь самые минимальные средства комфорта и необходимые органы управления и контроля) и значительным моральным устареванием. К концу 2010 года ВАЗ прекратил выпуск автомобиля LADA-2105 в связи с тем, что спрос на «пятёрку» (из всего классического семейства) составлял лишь 23 %. ВАЗ-2105 – базовая модель, которая входит в семейство модернизированных авто, таких как седан «люкс» ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104 универсал.
В связи с тем, что LADA-2105 почти полностью соответствовала европейской автомобильной моде начала 1980-х, она довольно долго и весьма успешно продавалась в целом ряде европейских стран, хоть аналогичные пятиместные 4-дверные седаны с задним приводом уже стали уступать свое место новым моделям с передним приводом с конца 70-х годов. С момента выхода на рынок LADA-2105 не считалась самой престижной и продаваемой, но она оставалась одной из самых прогрессивных машин, до появления автомобилей ВАЗ с передним приводом.
Автомобили LADA-2105 отличались от других моделей фарами прямоугольной формы, несколько угловатым контуром крыльев, значительно более функциональными бамперами. Приборная панель LADA-2105 имеет боле усовершенствованный вид (на ней был установлен вольтметр). Была несколько изменена система вентиляции за счет установки дефлекторов прямоугольной формы. Автомобили ВАЗ- 2105 комплектовались 4-ступенчатыми и 5-ступенчатыми коробками передач. Был предусмотрен электро обогрев заднего стекла. С целью более комфортного размещения за рулем водителя высокого роста переднее сиденье было сдвинуто на 20 мм назад. В базовой версии автомобиля использовался двигатель объемом около 1300 кубических сантиметров (тип привода газораспределительного устройства был ременной). Модель LADA-21051 была оборудована двигателем с объемом 1,2 литра. Более мощный двигатель с объемом 1,5 литра устанавливался на модель LADA-21053.
Салон у LADA-2105, как и всех «Жигулей», относительно небольшой, однако новая панель управления, новая обшивка дверей, сдвинутое назад сиденье с подголовником для удобства высокорослых водителей производили ощущение повышенного комфорта автомобиля в сравнении с предшественником – «Копейкой» (автомобилем ВАЗ 2101). В некоторых машинах последних годов выпуска электропроводка была изменена, так как на них устанавливались приборы от ВАЗ-2107. К сожалению, трем пассажирам на заднем сиденье ехать было по-прежнему тесно и неудобно.
Первые автомобили ВАЗ-2105 были укомплектованы двигателями с объемами по 1,3литра и мощностью до 64 лошадиных сил (с ременным приводом распределительного вала). Авто этой модели выпускались также с двигателями от ВАЗ 2101 мощностью 69 лошадиных сил (и масляными фильтрами от «Копейки»). Двигатели этого семейства постоянно совершенствовались. Чуть позже вышла модель ВАЗ-21053, которая была оснащена более мощным двигателем в 72 лошадиные силы от машины ВАЗ-2103. Модель ВАЗ-21051 долго выпускалась с двигателем от ВАЗ-2101, с мощность в 64 лошадиные силы и объемом 1,2 литра.
Чтобы повысить коррозионную стойкость, износоустойчивость и увеличить сопротивляемость знакопеременным нагрузкам, на протяжении двух лет, начиная с 1982 года, распределительные валы с коромыслами клапанов, изготовленные из стали 40Х, не закаливали при помощи ТВЧ, а азотировали (обрабатывали азотом); с 1985 года ставили валы с отбеливанием кулачков. В это же время вместо бензиновых баков объемом в 39 литров, стали применять бензобаки объемом в 45 литров.
До 1985 года на двигателях устанавливали для снижения расхода топлива и количества выбросов углекислого газа новые карбюраторы с экономайзерами холостого хода типа 2105, впоследствии (до 1987 года) замененные гораздо более простыми типа 21051. Вместо стартеров СТ-221 с 1986 года авто начали комплектоваться стартерами типа 35.3708 с дополнительными реле зажигания.
Система охлаждения изменена с 1988 года: автомобили ВАЗ-2105 начали оборудоваться радиаторами, которые имели сердцевины из алюминия. С 1985 года кроме 4-ступенчатых коробок передач стали устанавливать 5-ступенчатые коробки от ВАЗ-2112, а позже – типа ВАЗ-21074. ВАЗ стал создавать больше машин с мощными двигателями объемом 1,5 л (например, ВАЗ-21053, оборудованного дорогим салоном из велюра). По спецзаказам МВД, ФСБ, ГИБДД и других спецслужб выпускали также автомобили ВАЗ-21054, оборудованные дополнительным топливным баком и аккумулятором.
С 1992 по 1997 год АвтоВАЗ наладил выпуск модели для экспорта в Великобританию (ВАЗ-21057- Lada Riva). Эта машина была почти точной копией ВАЗ 21053, только рулевая колонка у нее находилась с правой стороны (соответственно, изменилось и расположение вакуумного усилителя и педалей управления, дворники лобового стекла двигались слева направо, механизм привода дворников был «зеркальным»). Объем двигателя экспортной Lada Riva составлял 1,5 л. В 2001 году принято решение о комплектации автомобиля ВАЗ-2105 в исполнениях: «стандарт» и «норма».
Основные характеристики | |
Тип кузова | седан |
Число дверей | 4 |
Число мест | 5 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 145 |
Разгон до 100 км/ч, с | 18 |
Расход топлива (город / трасса / смешанный), л | 9.9 / 7 / 9.2 |
Норма токсичности Euro: | euro ii |
Диаметр разворота, м: | нет |
Двигатель | |
Объем двигателя, см3 | 1294 |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | нет |
Система питания двигателя | распределенный впрыск |
Расположение двигателя | спереди продольно |
Число клапанов на цилиндр | 2 |
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин | 64/5600 |
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин | 92 при 3400 |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 5 |
Тип привода | задний |
Размеры | |
Длина, мм | 4130 |
Ширина, мм | 1620 |
Высота, мм | 1446 |
Клиренс, мм | 170 |
Ширина передней колеи, мм | 1365 |
Ширина задней колеи, мм | 1321 |
Колесная база, мм | 2424 |
Объем багажника мин/макс, л | 385 |
Объем топливного бака, л | 39 |
Полная масса, кг | нет |
Снаряженная масса, кг | 995 |
Собственная масса, кг: | нет |
Подвеска | |
Тип передней подвески | нет |
Тип задней подвески | нет |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные |
Безопасность | |
Подушка безопасности водителя | нет |
Подушка безопасности пассажира | нет |
Подушки безопасности боковые | нет |
Шторки безопасности | нет |
Активные подголовники | нет |
ABS | нет |
ESP | нет |
Ксеноновые/Биксеноновые фары | -/- |
Комфорт | |
Усилитель руля | нет |
Электростеклоподъемники передние/задние | -/- |
Электрозеркала/обогрев зеркал | -/- |
Кожаный салон | нет |
Кондиционер | нет |
Климат-контроль | нет |
Подогрев передних сидений | нет |
Регулируемое по высоте водительское сидение | нет |
Складывающееся заднее сидение | нет |
Подлокотник передний | нет |
Круиз-контроль | нет |
Люк | нет |
Бортовой компьютер | нет |
Спортивные сидения | нет |
Датчик дождя | нет |
Парктроник | нет |
Отделка кожей элементов интерьера | нет |
Деревяная отделка (отделка под дерево) элементов интерьера | нет |
Пульт на руле | нет |
Корректор фар | да |
Кнопка Start для запуска двигателя | нет |
Музыка | |
Штатная аудиоподготовка | нет |
Штатная аудиосистема с CD | нет |
Защита от угона | |
Центральный замок | нет |
Штатная сигнализация | нет |
Штатный иммобилайзер | нет |