
После подписания договора о советско-итальянском сотрудничестве в отрасли автомобилестроения и утверждения проекта Волжского автомобильного завода высокими сторонами было оговорено, что владелец новинки итальянского производства – компания «Фиат», предоставит не только технический проект, но и полную документацию на автомобили класса «норма» и «люкс». «Фиат» предложил два проекта на авто FIAT 125 и FIAT 124. В дальнейшем в качестве прототипов для отечественных автомобилей обоих классов был выбран проект авто FIAT 124. По существовавшим на то время требованиям унификации автомобили должны были быть схожими по конструкциям деталей и узлов не менее чем на 80 процентов. Итальянские новинки были продемонстрированы нашей стороне и получили полное одобрение. Работы по доработке и усовершенствованию автомобилей, их адаптации к отечественным дорогам начались сразу по двум проектам.
И вот, в 1972 году, спустя 2 года после выхода с конвейера первых автомобилей марки ВАЗ-2101, Волжский автомобильный завод запустил в массовое производство свою новую модель легкового авто ВАЗ-2103. Эта машина была более мощной, чем автомобиль ВАЗ-2101. К сожалению, возникли многочисленные проблемы с выпуском деталей для этих машин, и полномасштабное их производство началось только в 1973 году. Поначалу, до этого момента, первые полторы тысячи выпущенных автомобилей ВАЗ-2103 были укомплектованы салонами от ВАЗ-2101, им присваивался дополнительный индекс — ВАЗ-2103В (индекс «В» означал «временный»). У автомобиля был более мощный, чем у его предшественников, двигатель. Он развивал мощность в 72 лошадиные силы. Новый двигатель позволял автомобилю ВАЗ-2103 развивать скорость в сто километров в час лишь за пятнадцать секунд, что для того времени было весьма солидным результатом.
Новая модель ВАЗ-2103 оснащалась вакуумным усилителем тормозов, автоматической регулировкой зазоров между задними тормозными колодками и соответственно барабаном. Это усовершенствование тормозной системы позволило значительно повысить надежность и безопасность автомобиля при различных вариантах его движения. Кроме того, в автомобиле была установлена новая спортивная панель приборов. Она предполагала наличие тахометра, позволяющего контролировать частоту вращения коленчатого вала, не допуская выхода работы двигателя на опасные режимы. В сравнении с автомобилем ВАЗ-2101, новый ВАЗ-2103 имел существенно увеличенное свободное пространство над головой водителя (на 14 сантиметров), при этом расстояние от сиденья до потолка составляло около 860мм. Легковой автомобиль ВАЗ-2103 имел намного более комфортный дизайн доски с приборами (устанавливался не только тахометр, но и часы).
К сожалению, у автомобиля остались и весьма значительные недостатки, которые присущи всем классическим седанам. Например, такие как неудобный маленький бардачок, недостаточная подсветка салона, трудности и неудобства при погрузке и выгрузке багажа. Если же говорить об эргономике и дизайне новой модели, то, по сравнению с ранее созданным ВАЗ-2101, изменения в ВАЗ-2103 были довольно незначительными. При весьма неплохом качестве сборки автомобиля ВАЗ-2103, дизайн его салона, к разочарованию многих автолюбителей, оставлял желать лучшего (он не модернизировался и вскоре вовсе устарел).
Поведение автомобиля ВАЗ-2103 дороге было довольно типичным для машин подобного класса. Реакция руля и мягкая подвеска несколько затрудняли управление машиной при ее движении на полной скорости (особенно при движении по скользкой дороге). В первый раз автомобиль был подвергнут модернизации в 1974 году. При этом была незначительно пересмотрена конструкция машины, а в 1976 году она стала еще более качественной. В 1977 году пришлось полностью модернизировать всю электропроводку авто, что было обусловлено изменениями в технологических процессах. Новый карбюратор типа «Озон» автомобиль ВАЗ-2103 получил уже в 1980 году. А в 1984 году был прекращен серийный выпуск легкового автомобиля ВАЗ-2103.
В период массового производства автомобиль ВАЗ-2103 считался весьма комфортным и надежным. На протяжении двенадцати лет было выпущено с конвейера более 1 300 000 автомобилей. Знаменитая «Тройка» пришлась по вкусу многим отечественным автолюбителям.
Автомобили ВАЗ-2103 были результатом последовательного развития конструкции отечественных малолитражных автомобилей «Жигули». По своим характеристикам ВАЗ-2103 представлял собой классический седан с 4 дверями, рассчитанный на пять человек. Он мог развивать максимальную скорость до 140 км/ч. Автомобиль разгонялся до 100 менее чем за 23 секунды. Расход топлива по трассе составлял 8,2 л; по городу – 10,8 л; в смешанном варианте – 9,5 л. Диаметр разворота авто равнялся 10,4 м. Объем двигателя ВАЗ-2103 составлял 1198 см3, он работал на бензиновом топливе. Количество цилиндров двигателя равно четырем, расположение цилиндров рядное. У двигателя была карбюраторная система питания (с распределенным впрыском). Двигатель малолитражного отечественного автомобиля располагался спереди вдоль осевой линии. На каждый цилиндр приходилось соответственно по 2 клапана. Двигатель мог развивать максимальную мощность в 64 лошадиные силы при частоте оборотов в 5600 об/мин, а максимальный крутящий момент составлял 85 Н*м при 3400 об/мин. Автомобиль имел механический тип коробки передач. Количество передач равнялось четырем. ВАЗ-21203 был автомобилем с задним приводом и отличался весьма хорошими динамическими качествами, надежностью и комфортабельностью. Длина авто составляла 4116 мм, ширина – 1661 мм, высота – 1440. Клиренс был классическим в 170 мм. Колесная база машины составляла 2424 мм. Ширина передней колеи легкового автомобиля была равна 1365 мм, а ширина задней – 1321 мм. Объем багажника авто составлял 400 л. В багажнике располагался топливный бака с объемом в 39 л. Полная масса автомобиля равнялась 965 кг, а масса снаряжённого авто – до 1430 кг. В конструкции автомобилей ВАЗ-2103 были учтены все существовавшие на тот момент требования пассивной и активной безопасности. Автомобиль был весьма надежным и пользовался заслуженной популярностью у отечественных автолюбителей.
| Основные характеристики | |
| Тип кузова | Седан |
| Число дверей | 4 |
| Число мест | 5 |
| Эксплуатационные показатели | |
| Максимальная скорость, км/ч | 140 |
| Разгон до 100 км/ч, с | 23 |
| Расход топлива (город / трасса / смешанный), л | 10.8 / 8.2 / 9.5 |
| Норма токсичности Euro: | — |
| Диаметр разворота, м: | 10.4 |
| Двигатель | |
| Объем двигателя, см3 | 1198 |
| Тип топлива | бензин |
| Количество цилиндров | 4 |
| Расположение цилиндров | рядное |
| Система питания двигателя | распределенный впрыск |
| Расположение двигателя | спереди продольно |
| Число клапанов на цилиндр | 2 |
| Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин | 64 / 5600 |
| Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин | 85/3400 н*м |
| Трансмиссия | |
| Тип коробки передач | механическая |
| Количество передач | 4 |
| Тип привода | задний |
| Размеры | |
| Длина, мм | 4116 |
| Ширина, мм | 1611 |
| Высота, мм | 1440 |
| Клиренс, мм | 170 |
| Ширина передней колеи, мм | 1365 |
| Ширина задней колеи, мм | 1321 |
| Колесная база, мм | 2424 |
| Объем багажника мин/макс, л | 400 / — |
| Объем топливного бака, л | 39 |
| Полная масса, кг | 965 |
| Снаряженная масса, кг | 1430 |
| Собственная масса, кг: | — |
| Подвеска | |
| Тип передней подвески | нет |
| Тип задней подвески | нет |
| Передние тормоза | дисковые |
| Задние тормоза | дисковые |
| Безопасность | |
| Подушка безопасности водителя | нет |
| Подушка безопасности пассажира | нет |
| Подушки безопасности боковые | нет |
| Шторки безопасности | нет |
| Активные подголовники | нет |
| ABS | нет |
| ESP | нет |
| Ксеноновые/Биксеноновые фары | — / — |
| Комфорт | |
| Усилитель руля | нет |
| Электростеклоподъемники передние/задние | — / — |
| Электрозеркала/обогрев зеркал | — / — |
| Кожаный салон | нет |
| Кондиционер | нет |
| Климат-контроль | нет |
| Подогрев передних сидений | нет |
| Регулируемое по высоте водительское сидение | нет |
| Складывающееся заднее сидение | нет |
| Подлокотник передний | нет |
| Круиз-контроль | нет |
| Люк | нет |
| Бортовой компьютер | нет |
| Спортивные сидения | нет |
| Датчик дождя | нет |
| Парктроник | нет |
| Отделка кожей элементов интерьера | нет |
| Деревяная отделка (отделка под дерево) элементов интерьера | нет |
| Пульт на руле | нет |
| Корректор фар | нет |
| Кнопка Start для запуска двигателя | нет |
| Музыка | |
| Штатная аудиоподготовка | нет |
| Штатная аудиосистема с CD | нет |
| Защита от угона | |
| Центральный замок | нет |
| Штатная сигнализация | нет |
| Штатный иммобилайзер | нет |
