Спустя один год после выхода с конвейера первого автомобиля марки ВАЗ-2101, Волжский автомобильный завод выпустил новый автомобиль ВАЗ-2102 (в 1971 году). Он представлял собой усовершенствованную лицензионную версию итальянского легкового автомобиля «Fiat 124 Familiare», в конструкцию которого были внесены существенные доработки и существенные изменения (как и в случае с ВАЗ-2101). После того, как в 1984 году появился легковой автомобиль ВАЗ – 2104 «Четверка», ставший преемником ВАЗ-2102, автомобиль «Двоечка» выпускался на протяжении еще одного года (был снят с производства в1985 году).
Из соображений стандартизации и взаимозаменяемости элементов конструкции автомобиль ВАЗ–2102 был в значительной мере унифицирован с базовым авто ВАЗ-2101. Оформление места водителя и приборной панели были полностью идентичны с ВАЗ-2101. Чтобы упростить процесс погрузки-разгрузки автомобиля кромка двери багажника была предусмотрена на уровне пола и доведена до бампера. Для того, чтобы можно было обеспечить максимальный объем для перевозки багажа, в ВАЗ–2102 предусмотрительно было установлено раскладываемое сплошное заднее сиденье, которое позволяло организовать значительную горизонтальную грузовую площадку. Изменилось расположение задних фонарей с горизонтального на вертикальное. Был перенесен номерной знак. Существенное дополнительное усиление получили пружины подвески, а также амортизаторы, что позволило автомобилю увеличить грузоподъемность: на 250 кг с двумя пассажирами и на 60 кг с пятью пассажирами. Разумеется, при этом собственная масса автомобиля ВАЗ- 2102 по сравнению с ВАЗ-2101 немного возросла (он стал тяжелей всего лишь на 55 килограмм).
Автомобиль ВАЗ-2102 был оснащен надежным бензиновым двигателем с мощностью в 58 лошадиные силы. Он был рассчитан работать на бензине марки АИ-92. В этом авто была использована грузовая шестерня, позволившая существенно увеличить передаточное число (с 4,20 до 4,44) главной пары. Это позволяло автомобилю безбоязненно переносить возросшие нагрузки на сцепление и двигатель.
В 1978 году вышел на отечественные дороги автомобиль ВАЗ – 21021, который был оборудован четырехцилиндровым двигателем с мощностью в 63 лошадиных сил от машины ВАЗ-21011. Новая модификация (как и машина ВАЗ-21023) была оснащена карбюраторным двигателем, применявшимся в ВАЗ-2103. Этот двигатель использовался на автомобилях, предназначенных для экспорта. Его мощность составляла 77 лошадиных сил. Экспортные авто оборудовались стеклоочистителями и омывателями стекла задней двери, также на них устанавливались удобные сиденья с подголовниками от ВАЗ-2106.
Волжский автомобильный завод продолжал и в дальнейшем производить модернизацию «Двойки». В 1983 году электрическая часть авто подверглась значительным изменениям. Модернизировались генераторы и карбюраторы 2101. Начиная с 1980 года, на машины начали монтировать карбюраторы нового типа под наименованием «ОЗОН» 2105-1107010-20, но они, по мнению большинства автолюбителей, не были лучше предыдущих. Еще одна модернизация всего модельного ряда была проведена в 1980 году. С этого времени началась установка новых распределителей зажигания 30.3706-01 и бачков омывателей стекла емкостью в 2 литра (с ножным включением, как и у автомобиля ВАЗ-21011). С 1982 по 1984 годы азотировали рычаги приводов клапанов и распределительные валы. Это было сделано для обеспечения высокой коррозийной стойкости, увеличения сопротивления знакопеременным нагрузкам и повышения износостойкости. На некоторой части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023, начиная с 1983 года, электрооборудование передней части машины выполнялась по схеме, примененной на седане ВАЗ-21013. Были учтены тогдашние западные тенденции и, с 1986 года, производилась установка топливных баков без сливных пробок.
Технические характеристики автомобиля ВАЗ-2102 были весьма передовыми для своего времени. У «Двойки» был тип кузова «универсал», с числом дверей равным пяти, рассчитанный на пять мест. Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 137 км/ч. Он мог разгоняться до скорости в 100 км/ч менее чем за 23 секунды. По трассе на 100 км пути расход топлива составлял 8 л; по городу 10,8 л; а при смешанном варианте – 9,5 л. Диаметр разворота машины равен 10,4 м. Объем двигателя составлял 1198 см3. Он работал на бензиновом топливе. Количество цилиндров двигателя – 4, их расположение — рядное. Диаметр цилиндра 76 м, ход поршня – 66 мм. На 1 цилиндр приходилось 2 клапана. Система питания – карбюратор (с распределенным впрыском). Степень сжатия – 8,5. Двигатель расположен спереди поперечно. Он развивал максимальную мощность в 64 лошадиные силы. Максимальный крутящий момент был равен 89 Н*м при оборотах коленчатого вала в 3400 об/мин. Коробка передач механического типа, количество передач равно 4. У автомобиля был задний привод. Передаточное отношение – 4,44. Передняя подвеска – двойной поперечный рычаг, задняя подвеска – винтовая пружина. В рулевом управлении применялся червячный редуктор. Длина авто — 4059 мм, ширина – 1611 мм, высота – 1458 мм. Клиренс составлял 170 мм. Ширина задней колеи была равна 1321 мм, ширина передней колеи — 1365 мм. Колесная база — 2424 мм. Минимальный объем багажника — 345 л, максимальный – 1345 л. Топливный бак имел объем 45 л. Снаряженная масса автомобиля составляла 1010 кг. Передние тормоза были дисковыми, а задние тормоза – барабанными. На авто применялись шины 155 SR13.
Конечно, на то время в автомобиле ВАЗ-2102 не было подушек безопасности водителя и пассажиров, активных подголовников, кондиционера, отсутствовал климат-контроль, подогрев передних сидений и регулировка их по высоте, не было бортового компьютера и центрального замка, но автомобиль был очень надежным и удобным. Отечественные автолюбители по достоинству оценили автомобиль ВАЗ-2102, знаменитую «Двойку». Первый отечественный автомобиль с кузовом «универсал» был незаменимым и любимым помощником своих владельцев.
Детальная таблица основных характеристик:
Основные характеристики | |
Тип кузова | Универсал |
Число дверей | 5 |
Число мест | 5 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 137 |
Разгон до 100 км/ч, с | 23 |
Расход топлива (город / трасса / смешанный), л | 10.8 / 8 / 9.5 |
Норма токсичности Euro: | — |
Диаметр разворота, м: | 10.4 |
Двигатель | |
Объем двигателя, см3 | 1198 |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | рядное |
Система питания двигателя | распределенный впрыск |
Расположение двигателя | спереди поперечно |
Число клапанов на цилиндр | 2 |
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин | 64 |
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин | 89/3400 н*м |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 5 |
Тип привода | задний |
Размеры | |
Длина, мм | 4059 |
Ширина, мм | 1611 |
Высота, мм | 1458 |
Клиренс, мм | 170 |
Ширина передней колеи, мм | 1365 |
Ширина задней колеи, мм | 1321 |
Колесная база, мм | 2424 |
Объем багажника мин/макс, л | 345 /1345 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Полная масса, кг | — |
Снаряженная масса, кг | 1010 |
Собственная масса, кг: | — |
Подвеска | |
Тип передней подвески | нет |
Тип задней подвески | нет |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные |
Безопасность | |
Подушка безопасности водителя | нет |
Подушка безопасности пассажира | нет |
Подушки безопасности боковые | нет |
Шторки безопасности | нет |
Активные подголовники | нет |
ABS | нет |
ESP | нет |
Ксеноновые/Биксеноновые фары | — / — |
Комфорт | |
Усилитель руля | нет |
Электростеклоподъемники передние/задние | — / — |
Электрозеркала/обогрев зеркал | — / — |
Кожаный салон | нет |
Кондиционер | нет |
Климат-контроль | нет |
Подогрев передних сидений | нет |
Регулируемое по высоте водительское сидение | нет |
Складывающееся заднее сидение | да |
Подлокотник передний | нет |
Круиз-контроль | нет |
Люк | нет |
Бортовой компьютер | нет |
Спортивные сидения | нет |
Датчик дождя | нет |
Парктроник | нет |
Отделка кожей элементов интерьера | нет |
Деревяная отделка (отделка под дерево) элементов интерьера | нет |
Пульт на руле | нет |
Корректор фар | нет |
Кнопка Start для запуска двигателя | нет |
Музыка | |
Штатная аудиоподготовка | нет |
Штатная аудиосистема с CD | нет |
Защита от угона | |
Центральный замок | нет |
Штатная сигнализация | нет |
Штатный иммобилайзер | нет |