Здравствуйте уважаемые читатели, сегодня я вам расскажу как самому можно снять рулевую рейку с автомобиля ВАЗ 2109 и произвести ремонт рулевого механизма.
Желательно делать все вдвоем, так как одному будет немного сложновато в дальнейшем осуществить монтаж и демонтаж рулевой рейки. И так, отправляемся в ближайший автомагазин и преобретаем ремкомплект рулевой рейки ваз, к нему покупаете гофру, шариковый подшипник для вала шестерни и тюбик Литола. Если у вас нет специального восьмигранного ключа на 17, то обязательно купите его, так как он понадобится для того, чтобы выкрутить гайку упора рейки, далее вам понадобится так же инструменты для работы с подшипниками, а именно специальные щипцы для монтажа стопорного кольца, ну и двухпалый съемник подшипника. По поводу стандартного набора ключей писать не стану, ибо он просто обязан быть у каждого автомобилиста.
Для того, чтобы снять рулевой механизм без всяких заморочек, не обходимо воспользоваться смотровой ямой. После того как установили автомобиль на смотровую яму, расшплинтовываете гайки рулевых пальцев, далее выпресовываем пальцы из поворотных рычагов стоек подвески.
Следующее, что нужно будет сделать, это открутить стопорный болт шлицевого соединения, который находится около педального узла.
Как показано ниже на фото.
Так же не забудьте снять пластиковые кожуха, облицовывающие рулевой вал. Далее
берём головку на 13 и выкручиваем по две гайки с каждой стороны, которые прижимают рулевой механизм к корпусу автомобиля.
Вынимаем аккуратно скобы крепления рулевого механизма.
И разъединяем приводную шестерню и рулевой вал, потом домкратом поднимаете правую сторону автомобиля и вытягиваете рулевой механизм ваз 2109 через окно в нише колеса.
После того как произведете демонтаж рулевой рейки, необходимо будет отвернуть болты у рулевых тяг. Для этого вам понадобится головка на 22, молоток и зубило, для того, чтобы отогнуть края стопорной пластины.
Отворачиваете болты головкой на 22.
Снимаете стопорную и соединительную пластину.
Отсоединяем рулевые тяги.
Снимаем резиновую опору вместе с распорным кольцом с правой стороны рулевой рейки.
Кусачками срезаете пластиковые стяжки, которые обжимают край гофры.
Снимаете защитный чехол.
С левой стороны картера рулевой рейки снимаете защитный колпачок и резиновую опору.
При помощи восьмигранной головки на 17 отворачиваем гайку упора рейки.
После того как открутите, вынимайте гайку.
Выньте из середины пружину.
Так же выньте стопорное кольцо.
Далее найдите деревянный брусок и закрепите его в тисках, и легким постукиванием выбейте упор рейки. Можно конечно и отверткой подцепить за углубление которое находится по центру упора, правда так намного тяжелее будет вытащить, так как в кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Теперь перейдем к переднему щитку и снимем с него резиновый уплотнитель.
Берём плоскую отвёртку и снимаем резиновый пыльник с шестерни.
После снятия пыльника, демонтируйте стопорную шайбу.
Берем специальный восьмигранный ключ с головкой на 24 и выкручиваем гайку крепления подшипника, к стати диаметр внутреннего отверстия под вал шестерни восьмигранного ключа должен быть не меньше чем 18,5 мм, это написал тем, у кого нет такого ключа, и чтобы не купить что то не то, потом в магазине.
И ловкими движениями любой своей руки, выкручиваем гайку крепления подшипника шестерни…
…после чего снимаем гайку с вала.
Теперь берем ключ на 14 опираясь им на что-нибудь подходящее и вставляем его в стопорную лыску вала шестерни…
… и вынимаем шестерню вала из картера.
Следующим действием нужно будет демонтировать рейку.
Переходим к следующему действию, берем полоску отвертку и поддев в серединке опорный вал…
…вытаскиваем его из пазов крепления.
Одеваем на новую опорную пластину демпфирующие кольца, таким образом, чтобы тоненька сторона резиночек была по центру выреза пластины, на фото канечно не сильно заметно, но когда купите ремкоплект для рулевой рейки ваз 2109 или ваз 2108, то увидите в нем две эти резиночки.
Приступаем к монтажу опорной втулки, обратите внимание на фото выше, на нем видно углубление и в нем специальное отверстие, вот в это отверстие должны попасть два выступа на опорной втулке. После того, как установите опорную втулку, отрежьте канцелярским или любым режущем инструментом, те самые тоненькие резиночки, как на фото.
Специальными ножницами снимаете стопорное кольцо с вала шестерни.
И выприсовываете двух палым или трех палым ключом подшипник.
После чего выпрессовываем игольчатый подшипник специальным ключом, если такого не имеется, то покажу как обойтись и без него. Для этого вам понадобятся прямые руки, две штуки которые хоть немного шевелятся, а также сверло 1.5-1.2 мм и соответственно дрель. Сверлим отверстие таким образом, чтобы попасть на торец подшипника, как на фото…
… и выбиваем игольчатый подшипник через получившееся отверстие.
Теперь нужно тщательно промыть картер рулевого механизма и запрессовать новый игольчатый подшипник из ремкомлекта. Получившеюся дырочку от сверла я обычно замазываю таким способом, смешиваю супер клей с металлическими опилками и спичкой замазываю дырочку, либо же можете купить холодную сварку и замазать, будет держать тоже нормально. Шестреночные механизмы смазываем ФИОЛ или Литол, я например когда устанавливал смазывал Литол-24, она в тюбиках продается. И собираете все в обратной последовательности.
После того, как все соберёте, отрегулируйте зазор между упором и гайкой, который должен быть 0,12 мм.
Подводя итог, вы сами сняли рулевой механизм и произвели ремонт рулевой рейки ваз 2109, при этом потратив если считать только на ремкоплект и смазку, 300 рублей грубо говоря, а если на СТО делать, то стоимость была бы от 1800 до 2400 рублей за то, чтобы вам сняли, перебрали рейку и установили обратно. А если просто перебрать рейку то стоит от 800 до 1000 рублей. Примерное время на всю работу учитывая, что у вас есть все инструменты полтора два часа не спешной работы.