С 1984 года, параллельно с уже ранее выпускающимся автомобилем ВАЗ-2102, на Волжском автомобильном заводе налажен серийный выпуск новой машины – знаменитой «Четверки» (ВАЗ-2104). Примерно через 1 год выпуск машины ВАЗ-2102 был прекращен, производство автомобиля ВАЗ-2104 продолжало набирать обороты. Отечественный ВАЗ-2104 – представлял собой легковой автомобиль с кузовом типа «универсал». Он имел задний привод. При его создании конструкторы пользовались немаловажным критерием: обеспечить самые минимальные затраты на производство автомобиля при наиболее максимальном потребительском эффекте. Итак, за основу новой машины была взята модель автомобиля ВАЗ-2105, которая к тому времени весьма неплохо себя зарекомендовала. Кузов, по сравнению с прототипом, был значительно удлинен и доработан. Новая удлиненная крыша могла быть оборудована при желании багажником, но перегружать багажник категорически не рекомендовалось причине того, что жесткость кузова ВАЗ-2104 стала значительно ниже, чем у предшественника. У новой модели была открывающаяся вверх задняя дверь, оснащенная обогревателем стекла, что в те времена было весьма прогрессивным подходом. Однако, стеклоочистители стали устанавливаться на заднюю дверь отечественной машины только в 1994 году, а до того времени ими оснащались лишь экспортные модификации (ВАЗ-21043).
Отличие модификации салона от базового состояло в применении складного заднего сиденья. Такое сиденье позволяло значительно увеличить объем багажника (с 375 до 1340 л), что позволило перевозить более массивные и габаритные грузы. Соответственно, была увеличена полная нагрузка нового автомобиля до 450 кг. Комплектация салона предусматривалась двух типов: комфортная и базовая. Разумеется, базовая комплектация автомобиля имела довольно простой вид (была представлена стандартной панелью приборов в минимально необходимой количестве, резиновыми ковриками, сиденьями и подголовниками из искусственной кожи). А комфортная комплектация предлагала владельцам улучшенную обивку сидений, которая была выполнена из популярного ворсованного трикотажа. На дверях были цельноформованные накладки, а на полу ворсованные коврики. Ну а на панели приборов появилась центральная дополнительная консоль. Конечно же, в этом варианте у водителя появился расширенный набор различных функциональных клавиш, а также дополнительной контрольной аппаратуры. И, безусловно, главное внимание было уделено оригинальному оформлению рулевого колеса.
Спустя небольшое время была выпущена модификация ВАЗ-21047. Этот автомобиль был оборудован надежной пятиступенчатой коробкой передач, а также новым электрооборудованием. Для значительного увеличения комфорта на этом автомобиле были поставлены удобные анатомические кресла от ВАЗ-2107. На протяжении довольно длительного периода (с 1999 до 2006 год) выпускалась еще одна модификация – автомобиль ВАЗ- 21045. У него появился новый дизельный двигатель производства
«Барнаултрансмаш», имевший общий объем в 1,52 литра. Автомобиль «Четверка» до сих пор является очень надежным универсалом за относительно небольшие деньги.
Существовали и другие модификации базовой модели ВАЗ-2104. Автомобиль ВАЗ-21041 не выпускался серийно, имел двигатель от ВАЗ-2101 объёмом в 1,2 литра, карбюратор, с 4-х ступенчатой КПП. У машины ВАЗ-21042 руль располагался справа, а двигатель объёмом в 1,5 литра был от ВАЗ-2103. Автомобиль ВАЗ-21043 также имел двигатель от ВАЗ-2103 объёмом в 1,5 литра, а также карбюратор с 4-ступенчатую КПП (а в ряде машин 5-ступенчатую). Существовали и другие варианты, например, с электрооборудованием от автомобиля ВАЗ-2107 и его салоном. Машина ВАЗ-21044 была экспортной моделью. Двигатель у нее был от ВАЗ-2107. Объём двигателя равнялся 1,7 л, предусматривалась система моно впрыска, устанавливалась 5-ступенчатая КПП. Автомобиль ВАЗ-21045 серийно не выпускался. В этой экспортной модели был применен двигатель от ВАЗ-2107, объёмом в 1,8 литра, была система моно впрыска и 5-ступенчатая КПП. На другой модификации ВАЗ-21045Д использовался дизельный двигатель от автомобиля ВАЗ-341 (объёмом в 1,5 литра), имела место 5-ступенчатая КПП. Следующая модификация ВАЗ-21047 предназначалась на экспорт. Она была оснащена решёткой радиатора от автомобиля ВАЗ-2107, а также имела двигатель от ВАЗ-2103 (объёмом в 1,5 литра). На экспортной модели устанавливался надежный карбюратор, 5-ступенчатая КПП. Салон модели представлял собой улучшенный вариант салона ВАЗ-2107. У другой модификации ВАЗ-21048 был двигатель от машины ВАЗ-343, дизель, объём — 1,8 литра, 5-ступенчатая КПП. На ВАЗ-21041і установлен двигатель от ВАЗ-21067 объёмом в 1,6 литра, имеется инжектор, 5-ступенчатая КПП, а электрооборудованием и салон от модели ВАЗ- 2107. Автомобиль ВАЗ-21041 VF получил дизайн радиатора от ВАЗ-2107, двигатель от ВАЗ-2103 (в 1,5 литра), имеет инжектор, 5-ступенчатую КПП, электрооборудование и салон от ВАЗ-2107.
Автомобиль ВАЗ-2104 обладает весьма солидными техническими характеристиками. Машина имеет кузов «универсал», 5 дверей, рассчитана на 5 мест. Способна достигать максимальной скорости в 149 км/ч, разгон до «сотни» за 18 с. Расход топлива по городу – 9,8 л; по трассе – 7,0 л; при смешанном варианте движения – 9,2 л. Объем двигателя – 1451 см3, топливо – бензин, цилиндров — 4 шт, применена система питания — распределенный впрыск, достигается максимальная мощность в 71 лошадиную силу. Максимальный крутящий момент достигает 110 Н*м при 3400 об/мин. Используется коробка передач механическая (4-ступенчатая, но чаще 5-ступенчатая). Авто имеет задний привод. Габариты: длина — 4115 мм, ширина – 1620 мм, высота — 1443 мм. Клиренс обычный — 170 мм (довольно низкий). Ширина передней колеи — 1365 мм, задней — 1321 мм. Колесная база составляет 2424 мм. Максимальный объем багажника — 630 л. Объем бака — 42 л. Снаряженная масса автомобиля составляет 1020 кг.
Несмотря на то, что автомобиль «Четверка» считается несколько устаревшим в плане безопасности и оснащения, он пользуется устойчивым спросом среди отечественных автолюбителей благодаря своей весьма приспособленной к перевозке солидных грузов компоновке и довольно небольшой стоимости приобретения и эксплуатации.
Основные характеристики | |
Тип кузова | универсал |
Число дверей | 5 |
Число мест | 5 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 145 |
Разгон до 100 км/ч, с | 17 |
Расход топлива (город / трасса / смешанный), л | 9.9 / 7 / 9.2 |
Норма токсичности Euro: | euro ii |
Диаметр разворота, м: | нет |
Двигатель | |
Объем двигателя, см3 | 1451 |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | нет |
Система питания двигателя | распределенный впрыск |
Расположение двигателя | спереди продольно |
Число клапанов на цилиндр | 2 |
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин | 71 |
Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин | 110 при 3400 |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 5 |
Тип привода | задний |
Размеры | |
Длина, мм | 4115 |
Ширина, мм | 1620 |
Высота, мм | 1443 |
Клиренс, мм | 170 |
Ширина передней колеи, мм | 1365 |
Ширина задней колеи, мм | 1321 |
Колесная база, мм | 2424 |
Объем багажника мин/макс, л | 630 |
Объем топливного бака, л | 42 |
Полная масса, кг | нет |
Снаряженная масса, кг | 1020 |
Собственная масса, кг: | нет |
Подвеска | |
Тип передней подвески | нет |
Тип задней подвески | нет |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные |
Безопасность | |
Подушка безопасности водителя | нет |
Подушка безопасности пассажира | нет |
Подушки безопасности боковые | нет |
Шторки безопасности | нет |
Активные подголовники | нет |
ABS | нет |
ESP | нет |
Ксеноновые/Биксеноновые фары | — / — |
Комфорт | |
Усилитель руля | нет |
Электростеклоподъемники передние/задние | — / — |
Электрозеркала/обогрев зеркал | — / — |
Кожаный салон | нет |
Кондиционер | нет |
Климат-контроль | нет |
Подогрев передних сидений | нет |
Регулируемое по высоте водительское сидение | нет |
Складывающееся заднее сидение | нет |
Подлокотник передний | нет |
Круиз-контроль | нет |
Люк | нет |
Бортовой компьютер | нет |
Спортивные сидения | нет |
Датчик дождя | нет |
Парктроник | нет |
Отделка кожей элементов интерьера | нет |
Деревяная отделка (отделка под дерево) элементов интерьера | нет |
Пульт на руле | нет |
Корректор фар | да |
Кнопка Start для запуска двигателя | нет |
Музыка | |
Штатная аудиоподготовка | нет |
Штатная аудиосистема с CD | нет |
Защита от угона | |
Центральный замок | нет |
Штатная сигнализация | нет |
Штатный иммобилайзер | нет |